Исследование по вредным привычкам среди детей
Всем, кто работает над темой предотвращения вредных привычек в среде детей и подростков, будет интересно и полезно изучить материалы федерального исследования, проведенного в данной области.
Описание сложившейся ситуации
Для того чтобы показать всю важность проблемы распространения социальных болезней среди детей и подростков, воспользуемся данными масштабного опроса, посвященного курению и алкоголизму в группе респондентов 12 – 17 лет.
Опрос проводился Институтом сравнительных социальных исследований в III квартале 2007 года. «Это единственное общенациональное исследование среди подростков, которое охватывает все регионы России, а не только крупные города или области», — говорит Анна Андреенкова, один из руководителей проекта. Опрашивались как подростки от 12 до 17 лет (1200 человек), так и взрослые старше 18 лет (1019 человек).
Познакомимся с основными результатами исследования.
«Опыт»: многие ли пробовали спиртное и сигареты?
Оказывается, курить и пить крепкие спиртные напитки хотя бы раз в жизни пробовали 59% подростков в возрасте от 12 до 17 лет. (Пробовали — понятие, конечно, растяжимое; в данном случае речь идет хотя бы об одной-двух затяжках или паре глотков). Среди 12-летних таких 30%, к 14 годам эта цифра возрастает почти вдвое, в 18 лет попробовали хоть раз уже 80%. Тех же, кто оказался приверженцем «здорового образа жизни» и попробовал только лишь сигарету или только лишь спиртное, в этой возрастной категории оказалось в среднем 79%, что означает, что четыре из пяти подростков в возрасте от 12 до 17 лет в России уже успели хотя бы раз в жизни либо выпить, либо закурить.
Опыт приобретения вредных привычек для мальчиков и девочек весьма различен. Упомянутые 59% складываются из 74% для мальчиков и 44% для девочек. Эта разница в 30%, в свою очередь, сложена из более значительной для тех, кто младше 15 лет (62% против 26% соответственно, то есть 36 пунктов), и менее значительной в старших возрастах (85% мальчиков против 63% девочек, то есть 22 пункта, — девочки, таким образом, все-таки подтягиваются к мальчикам).
Доля закуривших и выпивших хотя бы раз в жизни выше среди детей из неполных семей (64%) и детей курящих и выпивающих родителей (66%).
Первые пробы.
Тех, кто пробовал курить, спрашивали о времени их первой встречи с сигаретой. Средний возраст первого опыта курения — 11 с половиной лет. 23% попробовали первую сигарету до того, как им исполнилось 10 лет; 33% — между 10 и 12 годами и 43% — после 12 лет.
Аналогичный вопрос о крепком алкоголе показал не менее удручающие результаты. Водку и другие крепкие напитки в среднем пробуют в 12,25 лет.
Если взглянуть на данные по разным возрастным группам, то окажется, что для группы 12-летних первая сигарета и «стакан» окажутся приуроченными в среднем к 9 годам, а для группы 15-летних — к 12 годам.
Не удивляют данные, говорящие о том, что мальчики пробуют пить и курить в более раннем возрасте, нежели девочки: для мальчиков возраст появления хотя бы одной из этих вредных привычек 10,8 года, а для девочек — 12,7 года.
Попробовать — это одно, но какова тут доля тех, кто курил и пил в течение последнего месяца? Ведь именно это — признак стойкой приобретенной вредной привычки.
Среди попробовавших их большинство — 60%. В каждой последующей возрастной группе попробовавших доля постоянно курящих и выпивающих увеличивается (от 9% в группе 12-летних до 58% в группе 17-летних).
Какова норма?
Сколько сигарет в день? А сколько водки или других крепких напитков? Из тех, кто курил за последний месяц, более трети выкуривали более 5 сигарет в те дни, когда курили. Результаты, которых можно было ожидать: подростки, которые курят ежедневно, выкуривают в день большее количество сигарет, чем те, кто курит менее часто; существенно больше курят мальчики.
Подавляющее большинство тех, кто пьет более или менее постоянно, пьют «раз в неделю» или «два-три раза в неделю». Пьют, в основном, водку (81%). Среди пьющих также больше мальчиков.
Бросить — не бросить?
Из тех, кто за последний месяц активно курил или пил крепкие спиртные напитки, три четверти сказали, что хотели бы бросить. Но в то же время каждый пятый такого желания не выразил.
Знают ли родители?
Более половины (53%) тех, кто курил за последний месяц, ответили, что их родители об этом знают. 44% детей и подростков, которые регулярно пьют, также сообщили, что родители об этом знают или догадываются. Осведомленность родителей увеличивается пропорционально тому, насколько часто их дети курят или пьют.
О причинах.
Сами подростки называли множество причин, объясняющих, почему их сверстники курят или пьют. Чаще всего они говорили о желании самоутвердиться, выглядеть независимо — 31% ответов. Среди других ответов наиболее часто встречаются следующие: желание быть похожими на взрослых, подражать им (22%), удовольствие от курения (14%), зависимость (13%), «за компанию», нежелание выделяться в кругу курящих приятелей (12%), любопытство (10%), «нечем заняться» (7%), снятие стресса (6%), влияние сверстников (4%).
Объясняя же свое личное желание попробовать, подростки склонны делать акцент на других причинах, нежели те, что они выдвигали на первый план тогда, когда речь шла не о них, а об их сверстниках.
Те, кто хоть раз пробовал курить и пить крепкое спиртное, чаще всего (43% случаев) объясняют это тем, что просто хотели попробовать. 9% ссылаются на давление со стороны сверстников, 20% сообщают о наличии друзей, которым они хотели составить компанию.
Когда подросткам был предложен заранее заданный список 13 возможных причин, объясняющих, почему несовершеннолетние курят, чаще других назывались три: давление со стороны сверстников, пример друзей, стремление выглядеть «круто». Те же причины как наиболее значимые были названы и взрослыми. Но вот названная подростками вслед за первыми тремя такая причина, как желание снять стресс, в представлении взрослых куда менее важна и занимает лишь десятое место. Из других любопытных разногласий обращают на себя внимание такие: родители придают серьезное значение нежелательным примерам, которые дети видят по телевидению или в кино (пятое место), и тому, что спиртное и сигареты легко купить (шестое место), в то время как в глазах подростков эти причины приобщения к вредным привычкам занимают соответственно одиннадцатое и десятое места.
Больше ли становится курящих и пьющих?
Подавляющее большинство и подростков (85%), и взрослых (81%) считают, что за последний год приверженность к вредным привычкам у подростков выросла. Лишь примерно один из десяти считает, что ничего не изменилось.
Это вредно?
Подростки и взрослые одинаково высоко оценивают как степень непосредственного вреда, который вредные привычки наносят здоровью (средняя оценка по 10-балльной шкале — 7,6), так и их пагубные последствия в долгосрочной перспективе (здесь средняя оценка — 9). При этом, по мнению 76% респондентов, алкоголизм более вреден, чем курение.
В целом у подростков сложился довольно негативный образ по поводу вредных привычек. Подавляющее большинство (84%) считают их опасными, примерно столько же согласились, что курить и употреблять спиртное — это лишняя трата денег. Многие подростки также сочли нужным отметить, что вредные привычки пагубно влияют на внешность: от курильщиков плохо пахнет и зубы у них становятся желтыми, у алкоголиков дрожат руки, неприятный, «жалкий» вид, портится.
Как справиться с проблемой вредных привычек среди детей и подростков?
Примерно равные доли участвовавших (36% подростков и 40% взрослых) самым эффективным считают разработку внешкольных спортивных и культурных программ, специальных акций. Напротив, учебные программы, «лекции» оцениваются невысоко (10% подростков и 5% взрослых).
Подростки в своих высказываниях делают акцент на то, что отвратить их от вредной привычки может некий эмоциональный посыл, что-то необычное. Взрослые же смещают акценты в сторону разъяснения вреда.
Результаты исследования говорят, во-первых, о масштабах проблемы вредных привычек в детско-подростковой среде, а во-вторых, не в последнюю очередь свидетельствуют, что взрослые и дети до сих пор обсуждали эту проблему «на разных языках» — очень часто мы с позиции взрослых не в состоянии найти аргументов, чтобы убедить детей не курить и не пить. «Найти общий язык» — наша основная задача, если мы хотим уберечь детей от вредных
Описание целевых аудиторий
Выделим среди контактных аудиторий для работы массовые целевые аудитории и специализированные целевые аудитории. В свою очередь, массовые целевые аудитории можно разделить на первичные и вторичные.
Вторичные целевые группы — это родители и близкие люди детей и подростков, подвергающихся опасности «заработать» вредную привычку. Зачастую они косвенно подталкивают ребенка к тому, чтобы обратиться к алкоголю, сигаретам или наркотикам. Дети и подростки «группы риска» часто проживают в семьях, где им не уделяется достаточно внимания, и родители не горят желанием знать, чем занят их ребенок — он предоставлен самому себе. Работа с этой группой должна быть направлена на то, чтобы стимулировать общение с ребенком, убедить родителей оберегать детей и подростков от сигарет, алкоголя и наркотиков.
Первичные целевые группы — это дети и подростки. Чтобы программа была менее расплывчатой, мы выбрали целевую аудиторию в возрастной группе от 7 до 17 лет.
Дети — от 7 до 14 лет. Находятся на иждивении родителей, так что на приобретение сигарет или алкоголя им придется либо тратить карманные деньги, либо в «клинических» случаях доставать их не совсем честными способами…
Референтной группой для детей являются родители и близкие люди. В более старшем возрасте происходит сдвиг референтной группы, и дети начинают подражать сверстникам. В обоих случаях, дети и подростки «группы риска» подвергаются опасности именно в тех случаях, когда их близкое окружение пьет, курит или употребляет наркотики.
Дети и подростки активно вовлечены в процесс самоидентификации и групповой идентификации, поэтому для них очень важно, с одной стороны, выделяться и быть чем-то особенным, привлекательным для других — а с другой стороны, общаться со сверстниками, находиться в группе себе подобных и быть признанными ей.
Девочки в этом возрасте уже начинают активно интересоваться секретами красивой внешности, им важно хорошо выглядеть. Для мальчиков более важными являются поведенческие характеристики — им важно выглядеть «крутыми», «смелыми».
Молодые люди — от 14 до 17 лет. Это старшие школьники и студенты первых курсов высших и среднеспециальных учебных заведений. Находятся на иждивении либо имеют заработок, близкий к прожиточному минимуму, часто непостоянный.
Характеризуются нестабильной жизненной позицией, низкой социальной активностью. Референтная группа их — сверстники. Круг интересов и информационные потребности варьируются от широких и разнообразных до стремящихся к нулю. Как правило, представители этой группы критичны, склонны к максимализму, стремятся выделиться. В то же время, тяготеют к подражанию, очень внушаемы, силен механизм «заражения» (т.е., будучи в группе, легко принимают мнение большинства, даже если изначально оно не совпадает с собственным). Привлекает необычное. Пафос и избитые призывы — наоборот, отталкивают.
Значимыми являются престижные мотивации («быть лучше», «быть не как все»), в более старшем возрасте — карьерные мотивации (получение престижной, интересной работы, соответствующего заработка; продвижения по карьерной лестнице, уважения со стороны коллег). Апеллировать к образам семьи, сентиментальным мотивам не имеет смысла, для молодых это пока не является первостепенным.
Специализированными целевыми аудиториями мы можем назвать потенциальных партнеров проекта — органы власти, общественные организации, СМИ и т.д.