Исследование по вредным привычкам среди детей

Исследование, Вредным, Привычкам, Среди, Детей, Всем, Работает, Над, Темой, Предотвращения, Вредных, Привычек, Среде, Подростков, Будет, Интересно, Полезно, Изучить, Материалы, Федерального, Исследования, Проведенного, Данной, ОбластиВсем, кто работает над темой предотвращения вредных привычек в среде детей и подростков, будет интересно и полезно изучить материалы федерального исследования, проведенного в данной области.

Описание сложившейся ситуации

Для того чтобы показать всю важность проблемы распространения социальных болезней среди детей и подростков, воспользуемся данными масштабного опроса, посвященного курению и алкоголизму в группе респондентов  12 – 17 лет.
Опрос проводился Институтом сравнительных социальных исследований в III квартале 2007 года. «Это единственное общенациональное исследование среди подростков, которое охватывает все регионы России, а не только крупные города или области», — говорит Анна Андреенкова, один из руководителей проекта. Опрашивались как подростки от 12 до 17 лет (1200 человек), так и взрослые старше 18 лет (1019 человек). 

Познакомимся с основными результатами исследования.

«Опыт»: многие ли пробовали спиртное и сигареты?

Оказывается, курить и пить крепкие спиртные напитки хотя бы раз в жизни пробовали 59% подростков в возрасте от 12 до 17  лет. (Пробовали — понятие, конечно, растяжимое; в данном случае речь идет хотя бы об одной-двух затяжках или паре глотков). Среди 12-летних таких 30%, к 14 годам эта цифра возрастает почти вдвое, в 18 лет попробовали хоть раз уже 80%. Тех же, кто оказался приверженцем «здорового образа жизни» и попробовал только лишь сигарету или только лишь спиртное, в этой возрастной категории оказалось в среднем 79%, что означает, что четыре из пяти подростков в возрасте от 12 до 17 лет в России уже успели хотя бы раз в жизни  либо выпить, либо закурить.

Опыт приобретения вредных привычек для мальчиков и девочек весьма различен. Упомянутые 59% складываются из 74% для мальчиков и 44% для девочек. Эта разница в 30%, в свою очередь, сложена из более значительной для тех, кто младше 15 лет (62% против 26% соответственно, то есть 36 пунктов), и менее значительной в старших возрастах (85% мальчиков против 63% девочек, то есть 22 пункта, — девочки, таким образом, все-таки подтягиваются к мальчикам).

Доля закуривших и выпивших хотя бы раз в жизни выше среди детей из неполных семей (64%) и детей курящих и выпивающих родителей (66%).

Первые пробы.

Тех, кто пробовал курить, спрашивали о времени их первой встречи с сигаретой. Средний возраст первого опыта курения — 11 с половиной лет. 23% попробовали первую сигарету до того, как им исполнилось 10 лет; 33% — между 10 и 12 годами и 43% — после 12 лет. 

Аналогичный вопрос о крепком алкоголе показал не менее удручающие результаты. Водку и другие крепкие напитки в среднем пробуют в 12,25 лет. 

Если взглянуть на данные по разным возрастным группам, то окажется, что для группы 12-летних первая сигарета и «стакан» окажутся приуроченными в среднем к 9 годам, а для группы 15-летних — к 12 годам.

Не удивляют данные, говорящие о том, что мальчики пробуют пить и курить в более раннем возрасте, нежели девочки: для мальчиков возраст появления хотя бы одной из этих вредных привычек 10,8 года, а для девочек — 12,7 года.

Попробовать — это одно, но какова тут доля тех, кто курил и пил в течение последнего месяца? Ведь именно это — признак стойкой приобретенной вредной привычки.

Среди попробовавших их большинство — 60%. В каждой последующей возрастной группе попробовавших доля постоянно курящих и выпивающих увеличивается (от 9% в группе 12-летних до 58% в группе 17-летних).

Какова норма?

Сколько сигарет в день? А сколько водки или других крепких напитков? Из тех, кто курил за последний месяц, более трети выкуривали более 5 сигарет в те дни, когда курили. Результаты, которых можно было ожидать: подростки, которые курят ежедневно, выкуривают в день большее количество сигарет, чем те, кто курит менее часто; существенно больше курят мальчики.

Подавляющее большинство тех, кто пьет более или менее постоянно, пьют «раз в неделю» или «два-три раза в неделю». Пьют, в основном, водку (81%). Среди пьющих также больше мальчиков.

Бросить — не бросить?

Из тех, кто за последний месяц активно курил или пил крепкие спиртные напитки, три четверти сказали, что хотели бы бросить. Но в то же время каждый пятый такого желания не выразил. 

Знают ли родители? 

Более половины (53%) тех, кто курил за последний месяц, ответили, что их родители об этом знают. 44% детей и подростков, которые регулярно пьют, также сообщили, что родители об этом знают или догадываются. Осведомленность родителей увеличивается пропорционально тому, насколько часто их дети курят или пьют. 

О причинах. 

Сами подростки называли множество причин, объясняющих, почему их сверстники курят или пьют. Чаще всего они говорили о желании самоутвердиться, выглядеть независимо — 31% ответов. Среди других ответов наиболее часто встречаются следующие: желание быть похожими на взрослых, подражать им (22%), удовольствие от курения (14%), зависимость (13%), «за компанию», нежелание выделяться в кругу курящих приятелей (12%), любопытство (10%),  «нечем заняться» (7%), снятие стресса (6%), влияние сверстников (4%). 

Объясняя же свое личное желание попробовать, подростки склонны делать акцент на других причинах, нежели те, что они выдвигали на первый план тогда, когда речь шла не о них, а об их сверстниках.

Те, кто хоть раз пробовал курить и пить крепкое спиртное, чаще всего (43% случаев) объясняют это тем, что просто хотели попробовать. 9% ссылаются на давление со стороны сверстников, 20% сообщают о наличии друзей, которым они хотели составить компанию.

Когда подросткам был предложен заранее заданный список 13 возможных причин, объясняющих, почему несовершеннолетние курят, чаще других назывались три: давление со стороны сверстников, пример друзей, стремление выглядеть «круто». Те же причины как наиболее значимые были названы и взрослыми. Но вот названная подростками вслед за первыми тремя такая причина, как желание снять стресс, в представлении взрослых куда менее важна и занимает лишь десятое место. Из других любопытных разногласий обращают на себя внимание такие: родители придают серьезное значение нежелательным примерам, которые дети видят по телевидению или в кино (пятое место), и тому, что спиртное и сигареты легко купить (шестое место), в то время как в глазах подростков эти причины приобщения к вредным привычкам занимают соответственно одиннадцатое и десятое места.

Больше ли становится курящих и пьющих? 

Подавляющее большинство и подростков (85%), и взрослых (81%) считают, что за последний год приверженность к вредным привычкам у подростков выросла. Лишь примерно один из десяти считает, что ничего не изменилось.

Это вредно?

Подростки и взрослые одинаково высоко оценивают как степень непосредственного вреда, который вредные привычки наносят здоровью (средняя оценка по 10-балльной шкале — 7,6), так и их пагубные последствия в долгосрочной перспективе  (здесь средняя оценка — 9). При этом, по мнению 76% респондентов, алкоголизм более вреден, чем курение.

В целом у подростков сложился довольно негативный образ по поводу вредных привычек. Подавляющее большинство (84%) считают их опасными, примерно столько же согласились, что курить и употреблять спиртное — это лишняя трата денег. Многие подростки также сочли нужным отметить, что вредные привычки пагубно влияют на внешность: от курильщиков плохо пахнет и зубы у них становятся желтыми, у алкоголиков дрожат руки, неприятный, «жалкий» вид, портится. 

Как справиться с проблемой вредных привычек среди детей и подростков?

Примерно равные доли участвовавших (36% подростков и 40% взрослых) самым эффективным считают разработку внешкольных спортивных и культурных программ, специальных акций. Напротив, учебные программы, «лекции» оцениваются невысоко (10% подростков и 5% взрослых).

Подростки в своих высказываниях делают акцент на то, что отвратить их от вредной привычки может некий эмоциональный посыл, что-то необычное. Взрослые же смещают акценты в сторону разъяснения вреда.

Результаты исследования говорят, во-первых, о масштабах проблемы вредных привычек в детско-подростковой среде, а во-вторых, не в последнюю очередь свидетельствуют, что взрослые и дети до сих пор обсуждали эту проблему «на разных языках» — очень часто мы с позиции взрослых не в состоянии найти аргументов, чтобы убедить детей не курить и не пить. «Найти общий язык» — наша основная задача, если мы хотим уберечь детей от вредных

Описание целевых аудиторий

Выделим среди контактных аудиторий для работы массовые целевые аудитории и специализированные целевые аудитории. В свою очередь, массовые целевые аудитории можно разделить на первичные и вторичные. 

Вторичные целевые группы — это родители и близкие люди детей и подростков, подвергающихся опасности «заработать» вредную привычку. Зачастую они косвенно подталкивают ребенка к тому, чтобы обратиться к алкоголю, сигаретам или наркотикам. Дети и подростки «группы риска» часто проживают в семьях, где им не уделяется достаточно внимания, и родители не горят желанием знать, чем занят их ребенок — он предоставлен самому себе. Работа с этой группой должна быть направлена на то, чтобы стимулировать общение с ребенком, убедить родителей оберегать детей и подростков от сигарет, алкоголя и наркотиков.

Первичные целевые группы — это дети и подростки. Чтобы программа была менее расплывчатой, мы выбрали целевую аудиторию в возрастной группе от 7 до 17 лет.

Дети — от 7 до 14 лет. Находятся на иждивении родителей, так что на приобретение сигарет или алкоголя им придется либо тратить карманные деньги, либо в «клинических» случаях доставать их не совсем честными способами…

Референтной группой для детей являются родители и близкие люди. В более старшем возрасте происходит сдвиг референтной группы, и дети начинают подражать сверстникам. В обоих случаях, дети и подростки «группы риска» подвергаются опасности именно в тех случаях, когда их близкое окружение пьет, курит или употребляет наркотики. 

Дети и подростки активно вовлечены в процесс самоидентификации и групповой идентификации, поэтому для них очень важно, с одной стороны, выделяться и быть чем-то особенным, привлекательным для других — а с другой стороны, общаться со сверстниками, находиться в группе себе подобных и быть признанными ей.
Девочки в этом возрасте уже начинают активно интересоваться секретами красивой внешности, им важно хорошо выглядеть. Для мальчиков более важными являются поведенческие характеристики — им важно выглядеть «крутыми», «смелыми».

Молодые люди — от 14 до 17 лет. Это старшие школьники и студенты первых курсов высших и среднеспециальных учебных заведений. Находятся на иждивении либо имеют заработок, близкий к прожиточному минимуму, часто непостоянный. 

Характеризуются нестабильной жизненной позицией, низкой социальной активностью. Референтная группа их — сверстники. Круг интересов и информационные потребности варьируются от широких и разнообразных до стремящихся к нулю. Как правило, представители этой группы критичны, склонны к максимализму, стремятся выделиться. В то же время, тяготеют к подражанию, очень внушаемы, силен механизм «заражения» (т.е., будучи в группе, легко принимают мнение большинства, даже если изначально оно не совпадает с собственным). Привлекает необычное. Пафос и избитые призывы — наоборот, отталкивают. 

Значимыми являются престижные мотивации («быть лучше», «быть не как все»), в более старшем возрасте — карьерные мотивации (получение престижной, интересной работы, соответствующего заработка; продвижения по карьерной лестнице, уважения со стороны коллег). Апеллировать к образам семьи, сентиментальным мотивам не имеет смысла, для молодых это пока не является первостепенным.

Специализированными целевыми аудиториями мы можем назвать потенциальных партнеров проекта — органы власти, общественные организации, СМИ и т.д.

Партнеры